УРОК 1 История музыки в кино и мультипликации

Сегодня трудно представить киноленты без аудиального сопровождения, будто голоса персонажей, шумовое оформление и музыки. Теперь это неотъемлемые части единого механизма дергающего за ниточки чувств и эмоций зрителя. 

 

Исторически так сложилось, что интересующая нас тема развивалась после того как появился первый в мире кинематограф в 18 веке и всё это благодаря новой для той эпохи технологии – запись на бумажную пленку, которая была покрыта фотоэмульсией. 

 

В 1888 году француз Луи ле Принц, снял первую кинокартину в мире. Она получила название «Сцены в саду Раундхэй» или «Roundhay Garden Scene», но официально кинематограф появился в 1895 году и начало этой эпохи положила документальная короткометражная картина Огюста Луи Мари Николя и Луи Жанна «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сиоты» («L'Arrivée d'un train en gare de la Ciotat»). Впервые на широком экране фильм братьев Люмьер показали 6 января 1896 года. 

Таким образом началась эпоха немого кино которая так же повлияла на развитие целого института тапёрства. Название профессии произошло от манеры исполнения, так как зачастую в наличии имелось лишь пианино низкого качества, на котором приходилось играть, буквально стучать по клавишам от сюда и вытекает столь характерный чеканющий ритм  мелодической формы произведения. После появления звукового кино необходимость в наличии тапёров отпала, и к 1930-м годам они практически исчезли.

 

Первый известный публичный показ звукового фильма состоялся в Париже в 1900 году, но коммерческий успех к звуковому кино пришёл лишь через три десятилетия. Главными проблемами реализации технологии оставались ненадёжная синхронизация раздельных носителей изображения и звука, а также низкая громкость и неудовлетворительная разборчивость фонограмм ранних  звуковых фильмов. Проблемы синхронизации удалось решить в 1922 году в немецкой технологии «Триэргон» с совмещённой оптической фонограммой на киноплёнке, но как и прежде, качество звука оставляло желать лучшего и технология не получила распространения в профессиональном кинематографе. Попытки привлечь аудиторию любым способом привели к появлению в начале XX века кинокартин, которые называлась «кинодекламацией»: актёры озвучивали самих себя прямо в кинозале. Разъезжая вместе с картиной, как театральная труппа, исполнители ролей из-за экрана громко произносили свои реплики синхронно с изображением

Музыкальный фильм «Певец джаза» стал первым в истории полнометражным кино со звуком. В картине использовалось озвучивание синхронных реплик. Выход ленты в 1927 году означал закат эпохи немого кино. 

Практически в это же время, параллельно стремительному развитию звукового кино, происходили первые эксперименты в области мультипликации, но увы эксперты никак не придут к единому мнению, какой же мультфильм считать первым. 

Впрочем, считается, что «Фантасмагория» стала первым из мультфильмов автором которого является Эмиль Коля. В 1906 году Джеймс Стюарт Блэктон использовал подобный прием в фильме «Комические фазы весёлых рожиц» («Humorous Phases of Funny Faces»).

 

Индустрия развивалась семимильными шагами и то что ранее немое кино считалось пиком новаторства, с появлением красок и звука, оно стало анахронически лирическим пережитком прошлого, в то же время с приходом звука появились жанры кинематографа, невозможные до этого, такие как музыкальные фильмы с обилием синхронного актёрского пения. Появились новые кинопрофессии, одной из главных среди которых считается кинокомпозитор, создающий свои произведения специально для звуковых фильмов. 

Большинство киностудий организовали собственные оркестры для записи музыкальных фонограмм. Однако, число музыкантов, получивших таким образом новую работу, было мизерным по сравнению с количеством тапёров, ставших в одночасье безработными.

 

И вот настал момент когда музыка и картина на экране стала единым целом, дополняющим фактором друг друга, усиливающая чувства восприятия происходящего и убеждая в достоверности сюжетного конфликта, проблематики героя. Теперь режиссёры продумывают построение сюжетной линии заранее закладывая функцию композитора в этой  цепочке творческой мысли, выстраивают смысловую картину так что бы композитор смог усилить эффект и окончательно убедить в достоверности происходящего на экране. Музыка звучащая в самом начале фильма может заранее настроить на нужный лад восприятия, будет ли это комедия, драма, ужасы и т.д. музыка поможет вам это понять с первых аккордов и погрузить в атмосферу фильма. Из обыденного изображения пейзажа, музыка способна сотворить что то ужасное, либо невероятно воодушевляющее. Музыка это универсальный язык который понимает каждый человек на планете.