Урок 9 Expression Map в Cubase часть первая

Мы с вами выяснили в прошлом уроке, что переключение артикуляций инструмента не всегда можно настроить под себя и тем самым это может вызвать ряд неудобств при сочинительстве, так как можно не удержать в памяти на какую ноту настроено переключение той, той или иной артикуляции.

На помощь, в случае Cubase-а к нам приходит функционал под названием Expression Map, где мы сможем систематизировать наши переключатели так как нам будет удобно и сделать их более информативнее.

Начнём с первых скрипок. Выбираем дорожку, нажимаем на подраздел Expression Map и видим пустое окно с надписью No Expression Map это говорит нам о том что ничего для этой дорожки не выбрано, нажимаем на пустое окно и убеждаемся в том что ещё не создано ни одной карты, на что указывает активная галочка на строке No Map. Выбираем Expression Map Setup для того что бы попасть в окно настройки. 

И мы видим три раздела. В первом мы можем добавить артикуляцию нажатием на кнопку + либо удалить нажатием минус. Так же можем загрузить заранее сохранённые карты нажатием на кнопку Load либо сохранить созданные, нажав на Save. В нижней части под строкой Remote Settings у нас располагаются настройки переключения артикуляций. В выпадающем меню мы можем выбрать переключения клавишами миди клавиатуры, либо цифровой командой самого секвенсора. Функция Latch Mode отвечает за активность последней выбранной артикуляции в случае если сигнала от управляющей клавиатуры нет, либо закончился сигнал в Key Editor-е в разделе отвечающем за артикуляцию и динамику. Если эта функция деактивирована, то при завершении сигнала от управляющей клавиатуры, включится по дефолту первая артикуляция. Раздел Root Note позволяет выбрать нам отправную клавишу от которой будут назначаться все последующие артикуляции. Кнопка Set Remote Key назначает переключатели артикуляции от ноты которую вы выбрали, по полутонам, по белым клавишам, либо по чёрным.

Во втором разделе под название Sound Slots настраивается номинально клавиша переключения артикуляции в разделе Remote, но мы в итоге будем использовать функцию Set Remote Key которая назначить все клавиши автоматически, так что оставим этот раздел на потом.

В разделе Name мы даём название нашей артикуляции. В нашем случае это Legato, в третьем разделе Art 1 и в последующих других мы можем выбрать артикуляцию из представленных самим секвенсором, либо добавить свою нажав на Add Custom Articulation. В нашем случае мы выбираем из списка. В правой части среднего раздела находится окошко с выбором цвета артикуляции.

В третьем разделе под названием Output Mapping нажатием на плюс добавляется исходный ресурс управления артикуляцией где мы можем выбрать как ноту на клавиатуре Note-On, сигнал переключения программы, так и значение CC. Для назначения переключения уже готового патча с артикуляциями мы выберем переключение на клавиатуре Note-On.

Смотрим на какую клавишу назначен переключатель в самой библиотеке и выставляем такое же значение в разделе Data 1. В случае нашей библиотеки это нота До субконтроктавы C0 всё остальное оставляем без изменений.

Следующую настройку которую нам нужно произвести это граница действия нашего переключателя артикуляции, за это отвечает выпадающее меню в самом последнем разделе Articiulation где у нас на выбор есть две функции Attribute и Direction.

Attribute включает артикуляцию точечно на длину ноты в то время как Direction продолжает своё действие на всю длину события, либо до следующего переключения артикуляции. Я чаще всего использую значение Direction. Так же в разделе Art. то есть Артикуляция можно выбрать символ обозначающий данную артикуляцию, либо оставить название в виде текста. Как по мне текст на много удобнее и нагляднее, но если вы планируете писать свои партии в нотном редакторе, то  лучше выбрать символы. В разделе Discription можно дать краткое описание, но чаще всего он дублирует название артикуляции, всё остальное оставляем без изменений.

По такой же аналогии мы назначен все последующие артикуляции которые есть в библиотеке. Стоит заметить что при отсутствии нужно артикуляции в списке, при добавлении своего обозначения артикуляции, переименовать его мы сможем в подразделе Art в последнем разделе с артикуляциями, выбрав в выпадающем меню значение Text и продублировать название артикуляции. 

Когда наша карта готова мы нажимаем на Set Remote Key и автоматически назначаем клавиши переключения, я выбираю переключения по хроматизмам. И мы видим как назначались автоматически клавиши переключения. Затем мы называем нашу карту Violins_1 и наша карта сохранена в этом проекте. Стоит заметить что при открытые других проектов вы не увидите эту карту, она сохранена исключительно в проекте в котором вы работаете, но сохранив свою карту нажав на клавишу Save вы сможете загрузить её и в других проектах.

Теперь снова нажав на раздел Expression Map мы увидим созданную нами карту, выбираем ее и видим все наши артикуляции. Теперь при нажатии уже на назначенную заранее клавишу мы сможем переключать различные артикуляции.

Теперь заглянем в Key Editor и посмотрим какое удобство для нас готовит данный функционал там. 

Кликнув правой клавишей на нижней части Key Editor-а в любом месте раздела с управлением динамики нот и нажав на Create Controller Lane мы откроем дополнительное окно управления где кликнув на название мы попадаем в выпадающее меню где выбираем самый верхний раздел Articulations/Dynamics и теперь мы наглядно видим дорожки с артикуляциями, где при помощи карандаша мы рисуем нужные нам артикуляции.

Теперь не нужно будет запоминать где и какая клавиша отвечает за ту, или иную артикуляцию, теперь всё будет наглядно перед глазами. В следующем уроке мы рассмотрим несколько вариантов составления инструментов состоящих из отдельных артикуляций и настройки Expression Map для удобства манипуляции, а пока вы можете посетить раздел сайта компании Steinberg где вы можете скачать уже готовые Expresion Map для именитых оркестровых библиотек http://www.steinberg.net/index.php?id=1944&L=1