Урок 8 Штрихи и артикуляции инструментов оркестра

Инструментальное исполнительство, подразумевает различные техники звукоизвлечения, что приводит к ряду трудностей и путаницы при сочинении оркестровой музыки при помощи библиотек. Для начала нам нужно с вами разобраться в артикуляциях в целом, услышать, увидеть и применить на практике различные техники звукоизвлечения. 

 

Рассмотрим артикуляции и штрихи при помощи скрипичной группы:

 

Лега́то (итал. legato «связанный»)
Стакка́то (итал. staccato)
Спиккато (итал. spiccato “отрывистый”)
Трéмоло (итал. tremolo, букв. — дрожащий)
Коль леньо (итал. col legno)

 

Приёмы звукоизвлечения скрипичной группы:

 

Пиццикато (итал. pizzicato)
Флажолет (Harmonics)

 

Стоит заметить что использовались разные библиотеки, так как средствами одной библиотеки реализовать все разновидности артикуляций и штрихов не получится, по этому я советую вам скачивать на сайтах производителя демо версии библиотек что бы увидеть какие штрихи и артикуляции присутствуют в той или иной библиотеке, да и в конце концов это дело вкуса кому какая библиотека придётся по душе.

 

Теперь мы имеем представления об артикуляциях в целом, настало время разобраться в различных вариантах переключения таковых в библиотеках оркестровых инструментов.

 

Большинство библиотек выпускаются уже собранными патчами, где производитель назначил пустые клавиши на переключения между артикуляциями и происходит это таким образом. В начале у нас мелодия легато, затем мы нажимаем клавишу назначенную на переключение артикуляции, в нашем случае это пиццикато, записываем тему и заканчиваем трелью крещендо. А всё вместе это звучит так. Но не всегда производитель назначает переключения артикуляций на одни и те же клавиши, это вносит сумятицу в процесс сочинительства, так как пока мы привыкнем и запомним где и какая клавиша отвечает за какую либо артикуляцию мы поседеем. И тут есть несколько решений проблем: 

 

Первое - если мы не особо разбираемся в тонкостях управления библиотекой на уровне разработчика, то нам приходится уповать на функционал переназначения клавиш переключения артикуляций, для упрощения выведенный в интерфейс библиотеки, на примере нескольких мы разберёмся как реализованна данная функция. 

 

Библиотека Albion II от компании Spitfire Audio, реализовала переназначение клавиш переключения артикуляций при помощи ползунка с изображением клавиатуры в левом нижнем углу активного окна инструмента, нам достаточно зажать данную кнопку и движениями в лево, либо в право переместить весь набор переключателей в необходимую зону клавиатуры.

 

В библиотеке Cinematic Strings, переназначить переключатель можно нажав на кнопку с артикуляцией назначенной по дефолту клавиши, левой кнопкой мыши вместе с зажатым шифтом и затем нажать на нужную нам клавишу на миди клавиатуре, теперь переключение данной артикуляции назначено именно на эту клавишу, все остальные артикуляции в этой библиотеке, настраиваются подобным образом.

 

В библиотеке CineStrings от компании CinemaSamples переназначить переключение артикуляций можно во вкладке Mapping в разделе Key switch map в строке с артикуляцией активировать функцию Lern и нажать на нужную нам клавишу на миди клавиатуре. Мы видим что клавиша красного цвета, была перемещена на ту клавишу которая нам удобна для переключения.

 

Такими манипуляциями мы можем настроить библиотеки в нашем темплейте под себя, но стоит заметить что не все производители делают уже собранные патчи инструментов с настроенными переключениями артикуляций, чаще встречаются библиотеки с раздельными артикуляциями, т.е. одна артикуляция занимает один миди канал в Контакте, нежели в случае с библиотеками с собранными патчами. где десятки артикуляций занимают одну миди дорожку. И что бы не плодить в окне проекта дорожки с различными исполнительскими штрихами мы прибегнем к помощи функционала под названием Expression Map исключительно в Cubase но об этом мы поговорим в следующем уроке.