Урок 7 Оркестровый темплейт

Перед тем тем как мы приступим к составлению своего первого темплейта, мы должны в принципе разобраться в составе оркестра в целом, так как не для кого не секрет что оркестр ассоциируется с большим количеством инструментов и тем самым вызывает некоторые сложности с пониманием всех тонкостей оркестровой аранжировки у начинающих композиторов, если популярно изъяснить, то проще говоря глаза разбегаются при виде оркестра, не говоря уже о том что как то надо для него писать музыку. Но давайте всё же вкратце разберёмся.

 

В своём первоначальном виде состав инструментов складывался в эпоху ранней венской классики в связи с появлением нового крупного жанра — классической симфонии (отсюда и название симфонического оркестра). Позднее «симфонической» стала называться вообще всякая музыка для данного инструментального состава. По началу составы были не большие и назывались они “камерные оркестры”, “Классический” состав сложился благодаря Людвига Ван Бетховена и в музыковедческой литературе его начали именовать как “бетховенский”. В него входили парные группы инструментов, 2 скрипки, 2 флейты, 2 валторны и т.д. Позднее, во второй половине XIX века “бетховенский” оркестр уже классифицировался как малый симфонический и с тех самых пор, количество инструментов в составе оркестра начало увеличиваться, так же как и увеличивался набор инструментов, который расширял диапазон оркестра, добавляя новых красок звучанию симфонической музыки.

 

Большое количество инструментов в составе оркестра привело к вопросу о правильной рассадки музыкантов. За время появления симфонических оркестров сменилось множество вариантов расположения музыкантов. Время помогло выработать определенный принцип расположения симфонического оркестра. Ко второй половине XX века сложились два основных типа рассадки оркестра — немецкий и американский. Мы с вами будем рассматривать американский тип рассадки, так как он получил самое большое распространение среди оркестров мира, включая и Россию.

 

Так зачем нам нужно это знать для составления своего оркестрового темплейта?!

 

Всё очень просто, данная схема, по служит нам как шпаргалкой для составления правильного количества групп инструментов, панарамирования инструментов в пространстве, количества ранних отражений и глубины реверберации той или иной группы инструментов для точного расположения его в сцене и в конце концов для написания оркестровой аранжировки и обо всём этом по подробнее.

 

В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:

I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.

II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.

III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.

IV. Ударные:

V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.

VI. Добавочная группа: арфа.

 

А начнём мы с вами с первых скрипок, которые располагаются ближе всего к нам и смещены по панораме предельно в левый канал, открываем нашу шпаргалку и проверяем.

 Заранее хочу заметить что в данном уроке мы будем использовать так называемый “облегчённый” темплейт, где мы используем библиотеки с уже собранными в оркестровую группу инструментами и с готовыми вариантами переключения артикуляций.

 

Так как мы будем делать “облегчённый” темплейт, то и контакт мы откроем при помощи инструмент трека. Кликаем правой клавишей на левом реке секвенсора, нажимаем Add Instrument Track в выпадающем меню выбираем Kontakt. Открытая дорожка отвечает за первый миди канал поступающий в семплер. Для нашего первого облегчённого темплейта, идеально подойдут оркестровые библиотеки от компании Native Instruments которые входят в новый пакет Komplete 11, 

 

Добавляем Violins, это у нас будут первые скрипки. В микшере контакта переименовываем первый канал в Violins_1, все эти манипуляции нам нужны для удобства и дальнейшей работы с темплейтом. Переименовываем саму дорожку, активируем показ аудио дорожек, выбираем цвет и если вы такой же перфекционист как я, то добавляем иконку скрипки к нашей дорожке.

 

Добавим новую миди дорожку, кликаем правой клавишей на левом реке секвенсора и выбираем Add Midi Track, заранее называем его Violins 2 так как эта миди дорожка у нас будет отвечать за вторые скрипки. Проверяем маршрутизацию миди канала, что бы он посылал сигнал на Контакт и проверяем номер миди канала на дорожке и в инструменте.

 

Для более плотного и реалистичного звучания, я вам советую использовать для вторых скрипок другую библиотеку с подобным функционалом, например библиотека Albion II от компании Spitfire Audio. Выбираем папку The Albion Orchestra и перетаскиваем инструмент String_Hi в пустое место река контакта. Мы видим что по дефолту аудио выход был назначен на нашу первую дорожку с первыми скрипками. Для начала переименовываем вторую дорожку в Violins_2 и выбираем её в выпадающем меню аудиканалов библиотеки, но так как у нас не активирована вторая аудио дорожка контакта, то мы не услышим сигнала. 

 

Для активации аудио дорожек контакта нам нужно нажать вкладку Devices и подраздел VST Instruments, либо нажатием горячей клавиши F11, затем на информационной панели инструмента в правом верхнем углу, одним кликом открыть выпадающее меню с аудио каналами и активировать нужный нам канал, т.е. второй. Либо всё тоже самое можно сделать активировав Racks в Cubase PRO версии 8.5. а самый простой и наглядный способ, активировать его в инспекторе, нажав на кнопку Activate Outputs в строке выбора плагина куда посылается миди сигнал.

 

После того как канал активирован, он так же появится под инструмент треком.

 

Теперь снова заглянем в нашу шпаргалку и следующим инструментом в темплейте у нас будет альт, который находится ближе всего к нам и панорамирован в центр сцены.

Стоить заметить, что порядок действий, при наборе инструментов в темплейт будет аналогичен. 

 

Создаём новую миди дорожку и заранее называем её Violas, в контакте перетаскиваем инструмент в правый рек семплера и выбираем в выпадающем меню аудиоканалов третий канал, переименовываем его в Violas, Затем  активируем аудио канал и так же называем его Violas. Не забудьте на каждой миди дорожке, активировав аудио составляющую канала нажатием на нижнюю плашку инспектора, во вкладке Output выбрать одноимённую дорожку, это нам нужно для того что бы при нажатии кнопки Edit Instrument Channel Setings мы попадали в настройки именно того аудио канала, который соответсвует нашему инструменту.

 

Из скрипичной группы оркестровых инструментов, у нас остаются Виолончели и Контра басы. Так как действия аналогичны предыдущим, мы ускорим процесс, что бы не слушать одно и то же для каждого инструмента.

 

В итоге у нас получилась скрипичная группа оркестровых инструментов, теперь мы выделяем все миди дорожки нажимаем правую клавишу, выбираем Move Selected Tracks to New Folder что переместит наши отдельные дорожки в одну папку и назовём её Strings. Теперь нам нужно добавить новую шину для того что бы маршрутизировать все аудио дорожки скрипичной группы в одну аудио дорожку.

 

Кликаем правой клавишей на левом реке секвенсора и выбираем Add Group Channel Track и переименовываем шину в Strings. Выбираем цвет и затем маршрутизируем каждый аудио канал нашей скрипичной группы в эту шину. Открываем аудио каналы, активируем Edit Instrument Channel Setings и в верхней панели с маршрутизацией аудио каналов выбираем шину Strings, производим аналогичные манипуляции со всеми аудио дорожками. В микшере для наглядности и удобства в левой вкладке Zones перемещаем стерео выход и шину со скрипичной группой в правую сторону, что бы основная громкость струнных была на виду и отключаем видимость миди дорожек в микшере, так как работать с миди дорожками мы будем в окне событий либо в инспекторе.

 

Таким образом, мы получаем скрипичную группу в отдельной папке, но стоит заметить что это пока предварительный процесс набора инструментов, так как все тонкости маршрутизации, панарамирования и обработки реверберации, мы рассмотрим в следующем уроке, а пока мы ускорим весь процесс создания темплейта, так как все последующие действия аналогичны действиям со скрипичной группой.

 

После того как все 16 дорожек контакта использованы, для разгрузки системы и оперативной памяти я советую вам использовать функцию Purge All Samples, это значительно ускорит загрузку вашего темплейта в будущем, а мы продолжим собирать темплейт в ускоренном темпе.

 

В итоге у нас получается четыре основные группы оркестровых инструментов и дополнительной группой фортепиано с арфой:

 

Струнно смычковая группа
Деревянно духовая группа
Медно духовая группа
Перкуссионная группа
Фортепиано и арфа

 

Это очень упрощённый темплейт, так как мы не использовали огромное количество библиотек с различными исполнительскими артикуляциями, но обо всём этом в следующих уроках.