Урок 6 Что нужно знать о семплере NI Kontakt для работы с оркестровой музыкой

На рынке существует небольшое количество семлперов реализующих возможности гибкого использования артикуляции для имитации звучания живого оркестра, хотя слово имитация здесь неуместна, так как звучание виртуальных инструментов и есть реально записаные фрагменты живого инструмента. Если вкратце то библиотека какого либо оркестрового инструмента несёт в себе отдельно записаные сэмплы каждой ноты согласно допустимому диапазону музыкального инструмента, каждого звукоизвлечения с различной интенсивностью исполнения ноты, а так же каждой артикуляции. Путём не сложных вычислений мы можем понять как много нужно семплов для реализации ваших музыкальных идей. По этому до сих пор существует практика перезаписи партитур живым оркестром, так как на сколько бы прогресс не сделал скачок в сторону развития компьютерных технологий призванных композиторам упростить их жизнь, но человека играющего на инструменте в оркестре, со всеми вытекающими из этого человеческими факторами, заменить ни какие технологии не смогут.

 

Но бывают случаи что люди не посвящённые в тонкости композиторского ремесла, не могут отличить перезаписанный оркестр в голивудских студиях от записанного в домашних условиях на компьютере, при помощи семплера и вот именно об этом мы и поговорим.

 

Перечислить основные семплеры присутствующих на рынке, мы можем при помощи пальцев одной руки, тут есть узкоспециализированные семплеры такие как “VIENNA INSTRUMENTS PRO” East West” “SWAM engine S” “Miroslav Philharmonik” все перечисленные семплеры специализируются на оркестровых инструментах, но главный виновник нашего урока семплер Kontakt от компании Native Instruments, который является на данный момент самым гибким и всеобъемлющим семплером в котором встречаются библиотеки все возможных инструментов и синтезаторов, включая огромное количество оркестровых библиотек от разных производителей.

 

Как я упомянул в прошлом уроке, для нас предпочтительней загрузить семплер Kontakt через вкладку Devices, подраздел VST Instruments где в выпадающем меню Rack Instruments мы выбираем Kontakt, либо делаем тоже самое окне Racks в Cubase Pro версии 8.5. Диалоговое окно спросит нас о разрешении создать миди дорожку привязанную к Контакту, нажимаем Create и теперь у нас создано две дорожки, дорожка с миди информацией и аудио дорожка, где мы можем применять любые встроенные и сторонние плагины для обработки звука, а так же автоматизацию, в общем можем работать как с привычной нам уже аудио дорожкой. Стоит заметить что при открытии Kontakt-а через Instruments Track, мы получаем интегрированную аудио дорожку вместе с миди дорожкой которая не даёт нам возможности активировать дополнительные 15 аудио дорожек для дальнейшей маршрутизации инструментов, что в случае одного инструмента бывает очень удобно, но так как нам нужно использовать все 16 миди и аудио каналов Контакта мы открываем его выше приведённым способом.

 

С первым вопросом при открытии контакта мы сталкиваемся уже при выборе его из списка плагинов, так как мы видим несколько вариантов: Kontakt 5, Kontakt 5 16out и Kontakt 5 8out. Не трудно догадаться из вариантов с цифрами, то что они указывают на количество аудио выходов который предлагает контакт в том, или ином варианте, а если подробнее то Kontakt 5 без цифровых обозначений предлагает нам 16 стерео каналов, Kontakt 5 16out предлагает нам 8 стерео каналов и Kontakt 8out предлагает 4 стерео канала. Логика проста, если мы заранее знаем что у нас будет не много  инструментов, то мы открываем Kontakt 8out для того что бы изначальное не загружать систему, а если у нас большие темплейты, с большим количеством инструментов в одном семплере и нам нужно всё это маршрутизировать по разным каналам то мы открываем Kontakt 5, без цифровых обозначений количества выходных каналов.

 

Всё это нам нужно знать для дальнейшего составления своего оркестрового темплейта.

Теперь мы заглянем внутрь контакта и посмотрим что конкретно нам нужно знать для работы с ним в рамках нашей специфики композиторской деятельности.

 

Для начала нам нужно активировать все доступные аудио каналы для дальнейшей маршрутизации их в секвенсоре для этого мы активируем панель с микшером и аудио каналами при помощи кнопки Output на верхней панели. Нажатием кнопки Add Channels мы попадаем в меню, где в поле Quantity в случае открытого контакта без указания числа каналов пишем число 16, что и означает количество поддерживаемых выходных аудио каналов, в поле Number of channels оставляем значение 2, что указывает нам на стерео составляющую канала. В выпадающем меню Soundcard / Host output выбираем первое отправное значение Kt. st.1[1] для того что бы моно каналы автоматически назначались по очередно на стерео каналы предварительно выставив галочку перед Ascending output assiginment. Так же выставляем галочки для остальных двух чек боксов, для того что бы удалить прошлое назначение аудиоканалов мы ставим галочку в чек боксе Delete existing channels и галочка в чек боксе Make this your default configuration делает последние настройки аудио каналов дефолтными и теперь каждый раз при создании нового проекта, контак будет загружать именно это количество аудио каналов.

 

Теперь открывая библиотеку мы можем маршрутизировать аудио канал на необходимую нам шину. Для этого активируем информационную панель в верхнем правом углу окна библиотеки кнопкой маркированной буквой (i) и в выпадающем меню otput выбираем необходимую нам шину. Об этом и о меню Midi channel, подробно мы поговорим в следующем уроке, посвящённому построению своего оркестрового темплейта, а пока познакомимся с вами с ещё немаловажными аспектами работы в семплере Kontakt.

 

Как мы с вами выяснили выше, Kontakt использует заранее записанные семплы для воспроизведения их в единой музыкальной структуре произведения и есть такие библиотеки которые занимают огромное количество вашего дискового пространства. И загружая инструмент в рек контакта, эти семплы загружаются в оперативную память, для последующего быстрого воспроизведения. Узнать заранее сколько займёт в оперативной памяти места та или иная библиотека мы можем активировав кнопку Info на верхней панели Контакта и теперь единожды кликнув на нужном нам инструменте, либо артикуляции, в нижней панели мы сможем увидеть всю интересующую нас информацию, включая версию семплера с которым совместима эта библиотека.

 

Отсюда вытекает и ещё один вопрос: “А как быть когда из за огромного количества используемых библиотек, оперативной памяти не хватает”. И тут есть несколько решений проблем. 

 

Для пользователей компьютеров Mac предусмотрена функция виртуальной памяти, активировать которую можно нажав Options на верхней панели Контакта во вкладке Memory поставив галочку в чек боксе Use Memory Server. После перезагрузки семплера в верхней панели вашего основного рабочего окна, появится значок с цифрами указывающий на то сколько сейчас занято виртуальной памяти, так по мимо оперативной памяти вашего компьютера, будет создано 30 гигабайт виртуального пространства на вашем жёстком диске, куда и будут подгружаться семплы для последующего оперативного воспроизведения.

 

Так же существует функция Purge (Чистка) которая доступна уже всем пользователям Mac и PC. Это функция работает как на глобальном уровне, т.е. внося свои изменения в весь набор инструментов который находится в данный момент в рековой стойке, так и на уровне библиотеки, т.е. внося изменения исключительно в ту библиотеку с которой и производится манипуляция чистки. Так как функционал на глобальном уровне и на уровне библиотеки схож, то мы разберёмся во всех разделах по подробнее. 

 

Изначально загружая библиотеку в стойку мульти инструментов, контакт подгружает все звуки из данной библиотеки и повторяя процесс раз за разом, создавая оркестровый темплейт мы быстро перегрузим оперативную память, что скажется на выпадении звуков при игре и загрузки системы в целом. Но обо всё по порядку. 

 

Функция Reset Markers сбрасывает всю миди информацию, для того что бы с последующим воспроизведением вашей партии, контак записал в свою память лишь ту миди информацию которая используется в данной партии, это нужно для того что бы выгрузить все не использующиеся звуки в партии из оперативной памяти вашего компьютера при нажатии кнопки Update Sample Pool, т.е. эти две функциональные кнопки должны работать в связке, рассмотрим на примере как это работает. Как мы видим количество памяти значительно сократилось, что помогает разгрузить систему в целом, но стоит заметить, что при попытке изменить партию, либо вписать что то новое, при нажатии на миди клавиатуру звуки будут проиграются не сразу, так как им нужно будет время для загрузки в оперативную память.

 

Функция Purge All Samples выгружает все звуки из данной библиотеки. Это полезно в том случае, если данный инструмент в темплейте не использовался в партитуре.

 

Функция Reload All Samples пере загружает звуки библиотеки в оперативную память. К примеру вам нужно использовать инструмент в партии, но вы выгружали до этого все звуки из оперативной памяти. Используя эту функцию вы заново загрузите все звуки, запишите свою партию и при помощи функции Reset Markers и Update Sample Pool вы выгрузите ненужные звуки из оперативной памяти, что благоприятно скажется на быстродействии вашей системы.

 

Ещё одна очень полезная, но почему то обделённая вниманием функция Batch Re-save.

Она призвана помочь вам в быстродействии загрузки инструментов с одной стороны и с другой стороны приводит в порядок ваши библиотеки отдельных взятых инструментов в общий, благоприятный системный вид для контакта. Возникают различные причины для того что бы перенести библиотеку в какое то другое место, быть может вы формируете отдельно инструменты по производителям, либо формируете отдельную папку с определёнными инструментами для удобства и в таких вот манипуляциях есть все шансы перепутать, либо потерять какие то файлы. В таком случае контакт выдаст окно Sample Missing где вам предложат несколько вариантов поиска, чаще всего искать приходится в той же папке с одноимённой библиотекой. После того как контакт найдёт не достающие элементы, инструмент будет загружен, но возможно что и в следующий раз ему придётся помочь найти не достающий файл. Вот именно в таком случае нам и необходимо произвести Batch Re-Save. Нажимаем вкладку Files и кликаем подраздел Batch Re-Save, в диалоговом окне нас предупреждают о том что мы должны знать что мы делам и к чему это может привести. Но на моей практике ни каких проблем не возникало. Кликаем Yes и находим нужную нам папку с библиотекой и подтверждаем действие. В процессе Batch Re-save возможно выпадение диалогового окна Sample Missing, внимательно изучив какие файлы и в каких папках он эти файлы потерял, в случае если мы знаем в какой папке эти файлы находится выбираем вариант Browse for folder, если в таком случае не находится нужный файл то можно произвести поиск по всей системе, выбрав Search Filesystem. (Мой совет изучить мануал по работе с Kontakt для более глубокого понимания процессов, так как разбор всех галочек и вкладок займёт у нас уйму времени). По завершению операции Batch Re-save мы заметим на сколько быстрее теперь происходит загрузка инструмента, что является вторым преимуществом данной функции. Я советую взять за правило, производить Batch Re-save со всеми новыми библиотеками которые вы добавили в свой арсенал, это с экономит уйму вашего времени и нервов.

 

Теперь мы приступим к составлению оркестрового темплейта, но это уже тема следующего урока.