Урок 5 Начало работы, подготовка проекта в DAW

Когда мы впервые сталкиваемся с чем то новым и даже в том случае если мы уже в принципе понимаем специфику работы, мы не можем окончательно знать все тонкости технических приемов при той, или иной работе, пока мы самолично не найдём информацию, либо научимся путём проб и ошибок, методом “научного тыка”. 

 

Но так как вас сюда завёл как раз таки профессиональный интерес и желание разобраться в тонкостях работы над кино и мультипликационной музыкой, мы начнём с самого начала, а это означает с открытия вашей DAW (англ. Digital Audio Workstation) а если проще то назовём цифровую аудио рабочую станцию простым -  секвенсор.

 

Лично я работаю в секвенсоре от компании Steinberg - Cubase Pro версии 8.5. И вся дальнейшая работа пойдёт именно в этом секвенсоре.

 

После создания нового, пустого проекта нам необходимо произвести все необходимые настройки для дальнейшей, комфортной работы.

 

Так как я надеюсь что зрители уже не в первые сталкиваются с секвенсорами и рассказывать о настройках буферизации не имеет ни какого смысла, по этому мы перейдём к более необходимым для работы с оркестровой музыкой элементам секвенсора.

 

Если вы работаете с одним монитором, то лучше бы настроить под себя рабочую зону окна секвенсора, к примеру, сейчас я выберу заранее сохраненную мною рабочую зону. Как вы видите всё сразу же стало на свои места и готово к работе. Для того что бы создать свою рабочую зону, вы должны расположить объекты интерфейса так как вам будет удобно, и после нажать вкладку “Workspace” и подраздел Add Workspace вписав в строку своё название и выбрав галочку Global Workspace вы сохраните свою рабочую зону для всех последующих проектов, но сохранив рабочую зону с галочкой Project Workspace вы сохраните её исключительно для проекта в котором вы работаете сейчас, т.е. создав новый проект, в выпадающем меню вы не увидите свою заранее сохранённую рабочую зону. Если вы внесли какие-то правки, то для того что бы сохранить рабочую зону, вам достаточно нажать раздел Update Workspace.

Для удаления рабочей зоны вам необходимо нажать вкладку “Workspace” и подраздел Organize где выбрав название необходимой рабочей зоны, нажав на кнопку “Минус” вы удалите его. 

 

Рабочая зона теперь настроена так как нам удобно, теперь мы настроим окно событий в нашем секвенсоре.

 

Так как музыка кино и мультипликации очень сильно зависит от сюжетной составляющей, то темп и ритм постоянно будут изменяться, для этого нам необходимо создать дорожку где мы будем указывать размер произведения, для этого мы кликаем правой клавишей в левом рэке секвенсора и выбираем раздел Add Signature Track, появляется дорожка с дефолтным значением 4/4. По ходу сочинения произведения, при помощи инструмента карандаш мы можем добавлять различные размеры, всё зависит от вашей творческой фантазии, либо ритмических структур произведения. 

 

Темпо ритм произведения так же может изменяться следуя драматургией сюжета, по этому мы создаём дорожку для контроля темпа, для этого мы кликаем правой клавишей в левом рэке секвенсора и выбираем раздел Add Temp Track. Теперь кликая на линии мы создаём точку события воздействуя на которую мы меняем темп произведения. Варианта смены темпа между двумя точками могут быть два, первый Jump так называемый резкий переход от одного темпа к другому, и второй вариант Ramp плавный переход от темпа к темпу. 

 

Оркестровые произведения подразумевают большое количество инструментов и тем самым огромное количество дорожек в секвенсоре, что может привести к неудобству, например при использовании нужного инструмента, который находится глубоко в темплейте мы можем потерять из виду нужные нам для ориентира дорожки, такие как Signature Track, Temp Track, либо дорожку с маркерами, что бы исправить данное неудобство, в кубейсе предусмотрено разделение окна событий на две части которые регулируются не зависимо друг от друга. Для этого нам нужно кликнуть значок “слеш” в правом верхнем углу окна событий, таким образом у нас окно делится на две независимые части и теперь при скролле в поисках нужного инструмента, мы не теряем из виду дорожки для ориентира. Формировать верхнее окно вы можете так же на свое усмотрение, но я советую использовать дополнительное окно для дорожек с маркерами, видео дорожку и различного рода измерительные линейки.

 

Теперь мы можем перейти к добавлению инструмента в проект, нажатием правой клавиши на левом реке секвенсора и выбрав раздел Add Istrument Track в выпадающем меню выбираем семплер Kontakt и нажатием Add Track добавляем его в окно событий, но данный вариант несёт ряд неудобств для создания темплейта. Есть ещё один, более предпочтительный вариант добавления семплера Kontakt в окно событий, для этого мы кликаем вкладку Devices и подраздел VST Instruments, либо нажатием клавиши F11. В выпадающем меню Rack Instruments мы выбираем семплер Kontakt и он добавляется в окно событий двумя дорожками, миди дорожкой и дорожкой с аудио. Благодаря нововведениям в последнем кубейсе, мы можем сделать то же самое в окне Racks но об этом и о многих других тонкостях работы с семплером Kontakt мы поговорим в следующем уроке.