Урок 4 Типы релизов, либо в чём разница оригинального саундтрека от скор саундтрека

В наше время мало кого можно удивить термином “Саундтрек” или “OST” “Original Soundtrack”, так как обилие медиа контента, будто фильмы, мультфильмы, радио передачи, рекламы и т.д. приучили нас к тому что после всех визуально информационных мероприятий (назовём всё выше сказанное так) остаётся шлейф из различного рода медиа и информационного контента, такие как текстовые версии видео сюжета, нарезки удачных моментов, заставки, джинглы, рингтоны, промо ролики, микстейпы и конечно же саундтреки фильмов и мультфильмов о которых и пойдёт речь в нашем уроке.

 

Можно по думать, а чего тут не понятного, музыка из кинофильма, выпускающаяся отдельно, называется саундтреком! Всё верно, но так как мы с вами профессионалы и дилетантский подход к такому роду мелочи, мы не приемлем!

 

Изначально выпускать музыку отдельно от киноленты задумали кинокомпании для привлечения дополнительного внимания к новым картинам, и первоначально пластинки с музыкой из кинофильмов назывались “музыка из оригинальной звуковой дорожки кинокартины” (англ. Music from the Original Motion Picture Soundtrack). Да уж, не завидую я тем фанатам проговаривающих каждый раз это заклинание у прилавка магазина, для того что бы получить заветную пластинку… Но позже выражение сократилось до «оригинальный саундтрек к фильму» (англ. Original Motion Picture Soundtrack), и в последствии совсем упростили до “Оригинальный Саундтрек” (англ. Original Soundtrack) или сокращённо OST, или O S T как вашей душе угодно.

 

Первым коммерческим саундтреком стал OST мультфильма «Белоснежка и семь гномов» с песнями Белоснежки и гномов, выпущенный в 1938 году Студией Уолта Диснея.

 

Изначально кино компаниями выпускались альбомы содержащие в себе песни звучащие в фильме. Такие альбомы как раз таки и назывались нашим длинным заклинанием как “музыка из оригинальной звуковой дорожки кинокартины” (англ. Music from the Original Motion Picture Soundtrack). Позднее название таких альбомов сократилось до простого “Саундтрек”. 

 

Но разве мы с лёгкостью не сможем узнать такие знаменитые мелодии из фильмов как: 

Звездные Войны - John Williams - “The Imperial March”, 

Индиана Джонс - John Williams - “The Raiders March”, 

Миссия: невыполнима - Larry Mullen & Adam Clayton - “Theme From Mission: Impossible”, 

Терминатор 2: Судный день - Brad Fiedel - “The Terminator theme”, 

Титаник - James Horner “Titanic Suite”, 

Начало - Hanz Zimmer - “Time”

Пираты Карибского моря - Hans Zimmer — “Pirates Of The Caribbean”

Однажды в Америке - Ennio Morricone - “Once upon a time in America”

Профессионал - Ennio Morricone - “Chi Mai”

Крестный отец - Nino Rota - “Love theme from Godfather”

Амели - Yann Tiersen - “La valse d`Amelie”

 

Эти мелодии узнаются буквально с первых нот и их всегда приятно переслушать, освежив в памяти те чувства, которые вызывал у нас сюжет фильма, вот именно такой вид музыкального релиза называется Score Soundtrack где собрана музыка написаная композитором следуя и усиливая сюжетную линию, и как правило это оркестровая музыка без слов. 

 

В итоге, мы получаем две основные подгруппы релизов, это Original Soundtrack (OST) где по мимо музыки написанной композитором могут быть и песни различных авторов использовавшиеся в фильме но не написанных конкретно для него и Score Soundtrack где собрана исключительно музыка написанная композитором для фильма.

 

Но не было бы этого урока если всё было бы так просто и сейчас мы проясним все тонкости встречающихся релизов и обо всём по порядку.

 

Promo Score — альбом с оригинальной композиторской музыкой, который издаётся ограниченным тиражом и только для промоушна среди кинокомпаний.

 

Academy Promo Score — альбом с оригинальной композиторской музыкой, который отправляется американской киноакадемии для рассмотрения потенциальных номинантов на премию «Оскар» в категории «Лучшая музыка к фильму».

 

Expanded Score — оригинальная музыка к фильму, распространяемая, как правило, в виде бутлега (аудиозапись, составленная без разрешения правообладателей). В большинстве случаев такой релиз создаётся путем извлечения звуковой дорожки из DVD и последующего ее редактирования. От оригинального Score-альбома Expanded Score отличается большим количеством материала.

 

Complete Score — вся оригинальная композиторская музыка, звучавшая в фильме. Составляется так же, как Expanded Score. Так как Expanded Score и Complete Score компилируются из вырезанной из фильма музыки, они могут содержать шумы (SFX) и диалоги из фильма.

 

Temp Score («временная музыка») — музыка, подобранная режиссёром или монтажёром для временного озвучивания фильма (на ранних стадиях монтажа). Temp Score не пишется специально для фильма, а составляется из уже существующих записей, по настроению и стилю соответствующих той музыке, которую режиссёр хотел бы слышать в финальной версии оригинального саундтрека.

 

Rejected Score — музыка, сочинённая композитором для фильма, но по какой-либо причине отклонённая режиссёром (или кинокомпанией) и не используемая в картине. Такие саундтреки издаются, как правило, под названием «Music Inspired By The Film». Наиболее известные «отвергнутые» саундтреки: «Куда приводят мечты» Эннио Морриконе, «Троя» Габриэля Яреда, «Космическая Одиссея 2001 года» Алекса Норта, «Жестокие игры» Джона Оттмана и так далее.

 

Music Inspired By The Film — альбомы с музыкой (или песнями) «вдохновлённые» каким-либо кинофильмом. Такое же название, как мы выяснили, при издании часто дают «отклонённым» саундтрекам композиторов, см. Rejected Score.

 

Конечно большая часть релизов упомянутых выше мы встречаем редко, да и по факту некоторые из них являются релизами исключительно для процесса продакшена и не являются по замыслу кинокомпании конечным продуктом для потребителя. 

 

На этом информационная, исторически вводная часть курса подошла к концу, темы освещённые в прошлых уроках являются краткими выдержками из основополагающих исторических и технических фактах, но я надеюсь что смог воодушевить вас на дальнейшее саморазвитие. Более обширную информацию об исторических фактах становления кинематографа, мультипликации и музыки для кино и мультфильмов в целом вы можете найти на просторах интернета, либо в списках литературы, которую я оставлю в конце. До встречи в следующих уроках!

 

Список литературы.

 

1. Арнольда Э. Жизнь и сказки Уолта Диснея. - М.: Искусство, 1981

2. Асенин С. Мир мультфильма. М.: Искусство, 1986

3. Асенин С. Уолт Дисней/Тайны рисованного киномира М.: Искусство, 1995

4. Бабиченко Д. Искусство Мультипликации. М.: Искусство, 1964

5. Базен А. Что такое кино? М.: Искусство, 1972

6. Балаш Б. Кино: становление и сущность нового искусства. М.: Прогресс, 1968

7. Бардин Г. Пространство сказки: живем как в сказке.//Искусство Кино, 1997

8. Барг Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994

9. Беркова Н. История анимационного искусства. Алма-Аты: Алматы, 2001

10. Вермонт А. Спички, пластилин и фантазия (о мультипликации Г.Бардина). М.: Советский экран, 1987

11. Венжер Н. Технология волшебства. Проблемы синтеза в художественной культуре. М.: Наука, 1985

12. Волков А. Мультипликационный фильм. М.: Знание, 1974

13. Вольфганг А., Франк С. Техника звукоусиления. Теория и Практика. М.: ООО ПКФ Леруша, 2003

14. Выготский А. Психология искусства. М.: Искусство, 1965

15. Гинзбург С. Очерки теории кино. М.: Искусство, 1974

16. Громов Е., Маньковская Н. Постмодернизм: теория и практика. М.: ВГИК, 2002

17. Делёз Ж. Кино 2. Образ - Время. /Пер. с франц. Б.Скуратова. - М.: Ад-Маргинем, 2001

18. Ефимова Н. Звук в эфире. М.: Аспект Пресс, 2005. - 141с.

19. Иванов-Вано М. Кадр за кадром.//Мультипликация обретает звук. М.: Искусство, 1980

20. Иванов-Вано М. Кадр за кадром .//Рисованный Звук. М.: Искусство, 1980

21. Казарян Р. Воображение фонограммы.// Close-up- М.:ВГИК,1999

22. Казарян Р. Эволюция форм киносинтеза.// Искусство Кино, 1987

23. Козюренко Ю. Основы звукорежиссуры в театре. М.: Искусство, 1975

24. Кракауэр 3. Природа фильма. М.: Искусство, 1974

25. Кривуля Н. Лабиринты анимации. М.: Издательский Дом Грааль, 2002

26. Кубелка П. Слух (звук) посредник движения .//Искусство кино No2, 2002

27. Лисса 3. Эстетика Киномузыки. М.: Музыка, 1970

28. Лондон К. Музыка фильма./ Пер. с нем. под ред. М.Черемухина. М.: Искусство, 1937

29. Лотман М. Репетиция оркестра в разваливающемся мире.//Киноведческие записки Nol5,1992

30. Медынский С. Оператор. Пространство. Кадр. М.: Аспект пресс, 2004

31. Меерзон Б. Акустические основы звукорежиссуры. М.: Аспект пресс, 2004

32. Меерзон Б. Оборудование студий. М.: «625», 1996

33. Норштейн Ю. «Он внес иное понимание изображения.«//Киноведческие Записки No 7,2005

34. Норштейн Ю. Беседа с Т.Иенсен.// Искусство Кино No2,1985

35. Норштейн Ю. Заново отыскать простоту.//Искусство Кино No3,1997

36. Норштейн Ю. Метафоры.// Искусство кино No 8,1994

37. Норштейн Ю. Снег на траве.//Искусство кино No 2,2003

38. Норштейн Ю. Снег на траве.//Искусство кино No 3,2003

39. Норштейн Ю. Снег на траве.//Искусство кино No 7,2003

40. Норштейн Ю. Снег на траве.//Искусство кино No 8,2003

41. Норштейн Ю. Тайны анимации, или как делается «Шинель». М.: Close-up, 1999

42. Норштейн Ю., Ярбусова Ф. Сказка Сказок. М.: Красная Площадь, 2005

43. Норштейн Ю.Б., Ямпольский М.Б. За Видимой картинкой на экране М., Наука,1985

44. Олешко В. Так рождается мультфильм. Минск: Полымя, 1992

45. Олтман Р. Движущиеся губы: кино как чревовещание.// Киноведческие Записки No 15,1992

46. Пондопуло Г., Ростоцкая М. Новые искусства и современная культура. Фотография и кино. М.: ВГИК, 1997

47. Русинова Е. Звук рисует пространство.//Киноведческие Записки No70, 2005

48. Танака Т. .Психологическое время в кинематографе Юрия Норпггейна.//Киноведческие Записки No 52,2001

49. Тарковский А. Начало. и пути. Запечатленное время- М.: Искусство,1991

50. Туровская М. 7 1/2 или фильмы Андрея Тарковского.- М.: Искусство, 1991

51. Утилова Н. Монтаж. М.: Аспект пресс, 2004

52. Хитрук Ф. Самое детское искусство .//Искусство Кино No 7,1982

53. Хроника развития анимационных технологий .//Киноведческие Записки No 52-56,2001

54. Эйзенштейн С. Избр. произв. вшеститомах, т. 2. М.: Искусство, 1964

55. Ямпольский М. Видимый Мир. М.: 1993

56. Ямпольский М. Мифология звучащего мира и кинематограф.// Киноведческие Записки Nol, 1988

57. Alten, Stanley R. Audio in Media. California, Wards worth Publishing Company Belmont. Inc, 1994

58. Altman R. Sound Space. Sound Theory/ Sound Practice. New York: AFI readers, 1992

59. Andersen Y. Make Your Own Animated Movies: Yellow Ball Workshop Film Techniques. Boston: Little Brown, 1970

60. Animation Journal. AJ Press, 2011 Kings boro Circle, Tustin, CA 92780-6733.

61. Bordwell, David; Thompson, Kristin. Art Film Mc Graw Hill Publishing Co. New York, 1980

62. Carles, Solomon. Toward a Definition of Animation. The art of Animation. Los Angeles: AFI, 1988

63. Charles B. Frater. Sound Recording for Motion Pictures. New York: Redgrave Publishing Co, 1984

64. Chuck, Jones. Chuck Amuck. The Life and Times of an Animated Cartoonist. New York: Farrar, Straus, Giroux, 1989

65. Finch C. The Art Of Walt Disney: From Mickey Mouse to the Magic Kingdoms. -New York: H.N.Abrams, 1973

66. Geduld H. The Birth of the Talkies: From Edison to Jolson. Bloomington: Indiana University Press, 1975

67. Heath B. Animation in 12 Hard Lessons. New York: West Islip, Robert P. Heath Productions, 1972 http://www.Chapman.edu/animation (Chapman University School of Film and TV in orange, CA)

68. John Harold, Whitaker. Timing for Animation. -Heinemann, Publishing Company, ISBN:0240517148,2002

69. Jones Ch. Animation is a Naked Art-Top Cel, New York, 1967, Dec.,

70. Koening, David. Mouse Under Glass: Secrets of Disney Animation. Bona venture Press, 1997

71. Laster, John. Principles Of Traditional Animation Applied to 3D Computer Animation. SIGGRAPH 72, Computer Graphics. Vol. 21, No. 4.1997

73. Madsen, Roy P. Animated Film: Concept, Methods, Uses. New York: Interland,1969

74. Maltin, Leonard. Of Mice and Magic: A histoiy of American Animated Cartoons. -New York: New American Library/Plume, 1980

75. Morrison, Mike. Becoming a Computer Animator. -New York, Sams, 1994

76. O'Rourke, Michel. Principles of Three-Dimensional Computer Animation. W.W. Norton&Co,1995

77. Thrasher, Frederick, Okay for Sound: How the Screen Found Its Voice. New York: Duell, Sloan&Pearce, 1946

78. Whitaker, Harold and John Halas. Timing for Animation. London, New York: Focal Press, 1981