Урок 3 Диегетическая и недиегетическая музыка

Потребовалось не менее ста лет для того что бы создание кино лент приобрело статус киноиндустрии что и привело в последствии к развитию целых институтов критиков и аналитиков. Теперь то уже приёмы режиссёров, а так же приемы композиторов использующиеся при создании музыкального оформления фильма, были под пристальным вниманием экспертов этой области.

 

В 1950-е годы в теории кино для обозначения всей совокупности вымышленного экранного мира кинофильма начал использоваться термин “диегезис”. В искусстве кино этот термин обозначает созданную реальность внутри экранного действия. Всё, что находится и происходит в рамках диегезиса, то есть убедительно воспринимается зрителем как часть внутри-экранного пространства, называют диегетическим, а всё, что является внешним, привнесённым по отношению к экранному пространству, — называется недиегетическим

 

Говоря простым языком, диегетическая музыка - это внутрикадровая музыка, т.е. та которая звучит непосредственно в сюжетном повествовании и с которой могут взаимодействовать герои кино ленты. Вот к примеру отрывок из фильма “Бёрдмен”. На протяжении всего фильма музыкальным сопровождением является джазовая ритм секция барабанов, что придаёт особый шарм всему происходящему на экране, в одном из эпизодов,  персонажи прогуливаясь по оживлённым улицам проходят мимо музыканта играющего на барабанах именно то что мы и слышим на протяжении всего фильма и мы понимаем что всё это звучит прямо в кадре, и то что мы слышим, слышат и сами персонажи тоже.

 

Ещё один очень яркий пример диегетической музыки мы можем встретить в фильме Амели, в сцене в метро. Когда главная героиня фильма спускаясь в метро слышит музыку и в поисках источника звука двигается всё ближе и ближе к к нему, в итоге это оказывается слепой мужчина с проигрывателем, из рупора которого звучит музыка.

 

Существует большое количество фильмов где использовался приём перехода диегетической музыки в не диегетическую, ярким примером подобного приёма является сцена скрипичного квартета играющего на фоне крушения корабля, в знаменитом фильме “Титаник”.

 

Не трудно догадаться что термин не диегетической музыки указывает нам на противоположные аспекты восприятия её в рамках сюжетной составляющей картины. То есть не диегетическая музыка - это закадровая музыка, так называемый саундтрек который так же делится на подгруппы авторской музыки без слов и оригинально песенные вставки знаменитых исполнителей.