Урок 10 Expression Map в Cubase часть вторая

В прошлом уроке мы разобрались в том как сделать при помощи функционала Expression Map переключение артикуляций для библиотек с собранными патчами более удобным и наглядным, в этом уроке я расскажу вам как при помощи того же Expression Map собрать воедино отдельные библиотеки артикуляций, на примере библиотеки от компании Orchestral Tools Berlin Strings где каждая артикуляция представлена отдельным инструментом. 

Мы рассмотрим два варианта, один из которых привычный и от части самый простой, а второй менее наглядный и не столь удобный, зато значительно уменьшает количество открытых семплеров Kontant.

Мы уже знакомы с функциональными аспектами окна Expression Map так что сразу приступим к составлению нашей карты.

В первую очередь мы добавляем в окно инструментов контакта все необходимые нам артикуляции. Закрываем подробное отображение окна инструмента нажатием на изображение под кнопкой настройки отдельно взятого инструмента, нам это необходимо для меньшего количества прокрутки окна инструментов контакта, можно сделать и совсем маленькое отображение инструментов нажав на кнопку в правом верхнем углу окна инструментов, но так как мы не видим миди каналы на которые назначены наши артикуляции, мы вернёмся к первому упрощённому виду инструмента.

Как мы можем заметить, у нас заняты все 16 миди каналов, то есть для наших скрипок мы задействуем один контакт, по этому в таком случае стоит использовать контакт с маркировкой 8out, так как мы будем использовать всего одну аудио дорожку. Многовато 16 каналов лишь для одного инструмента скажите вы и я с вами буду полностью солидарен, но зато мы будем манипулировать одной миди дорожкой для всех артикуляций, а не шестнадцатью миди дорожками, что очень сильно захламило бы наш темплейт.

Открываем настройки Expression Map и производим точно такие же манипуляции за исключением нескольких деталей, для начала мы добавляем в раздел Sound Slots все 16 артикуляций, затем нажимаем на Set Remote Key для назначения клавиш переключения для того что бы назначить идентичное значение клавиши в окне Output Mapping в подразделе Data1 и в строке Channel нам нужно указать миди канал на который назначена данная артикуляция, то есть в случае Legato скрипок это канал 1, в случае Sustains (протяжных) скрипок это миди канал 2 и т.д.

Когда мы создали карту для отдельных артикуляций скрипок, то мы можем манипулировать переключением артикуляций на одной миди дорожке, вместо 16-и.

 

Теперь мы рассмотрим другой вариант, менее ресурсоемкий, на примере библиотеки той же компании Orchestral Tools только для разнообразия будем использовать деревянно духовые Berlin Woodwinds.Но для начала добавим миди монитор, это нам пригодится для того что бы просто понимать за какое значение CC# отвечает тот, или иной контролер. Сделать это можно как в самом контакте, так и на миди дорожке. В контакте нажимаем на кнопку с изображением папируса в случае версий семплера 5.0 до 5.4, либо кнопку KSP в случае свежей версии семплера 5.6. Выбираем вкладку Presets затем Factory и в разделе Utilites выбираем Midi Monitor. Теперь при нажатии на миди клавиатуру мы видим название нот, расположение их по октавам и силу нажатия Velocity, либо при манипулировании фейдерами мы можем видеть значения СС#. 

Второй вариант, в окне инспектора во вкладке MIDI Inserts мы выбираем MIDI Monitor где мы так же можем наблюдать за всеми программными значениями миди сигналов.

Следующим шагом загрузим банк инструментов. Нажимаем на кнопку с дискетой и выбираем New Instrument Bank затем нажимаем на кнопку с изображением гаечного ключа для того что бы раскрыть весь список свободных слотов. Здесь мы можем увидеть 128 слотов которые мы в теории можем использовать для 128 иснтрументов, либо артикуляций, используя всего одну миди дорожку и один миди канал. 

Следующим шагом распределяем по слотам необходимые нам артикуляции в нужной нам последовательности, стоит заметить что изменить последовательность артикуляций можно внутри банка инструментов простым перетаскиванием на необходимый слот, в нашем случае для экономия времени мы просто перетащим все артикуляции в банк иснтрументов.

Теперь мы видим что у нас 13 артикуляций флейты на одной миди дорожке и на одном миди канале. Следующим шагом мы открываем окно настройки Expression Map и совершаем идентичные действия предыдущим за исключением нескольких моментов. Заранее создаём 13 переключателей и назначаем клавиши переключения нажатием на кнопку Set Remote Key, в третьем окне Output Maping в случае переключения артикуляций в банке инструментов нам нужно выбрать не Note On как в предыдущих случаях а Program, значение которого будет указывать на номер слота инструмент банка и в строке Channel нужно выбрать 1 так как данный инструмент банк у нас назначен на первый миди канал, то есть если к примеру мы будем создавать следом инструмент банк с медными, то он будет назначен на второй миди канал и в разделе Channel мы должны будем выбрать второй канал и т.д. 

Единственным и пожалуй значительным минусом данного варианта является то что доступ к настройкам библиотеки, к таким как количество ревербераций, динамика, эксперссия, громкость и т.д. производится при помощи двойного клика по необходимой для настройки ячейки с артикуляцией, после чего мы попадаем в такой называемый режим разработчика, где во вкладке Script Editor мы сможем найти с окно настройками инструмента, но не в совсем привычном нам виде, но где мы можем делать всё тоже самое что если бы мы делали в меню отдельно открытого инструмента, проще говоря в окне Script Editor мы видим все тоже самое только без привлекательной фоновой картинки окна настройки и

Вот теперь вы можете ограничиться практически парой тройкой активных контактов для составления своего темплейта. Теперь нам нужно научиться назначать и манипулировать автоматизацией, но это уже в следующем уроке.